Экологическая страничка
2. Программа «Юный эколог»
«Юный эколог» - программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.
Автор – кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Николаева С.Н. Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).
Программа состоит из 2-х подпрограмм:
-
«Экологическое воспитание дошкольников»;
-
«Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».
Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Основные цели 1-ой подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.
Основные компоненты программы:
-
передача ЗНАНИЙ об окружающем мире
-
формирование ОТНОШЕНИЯ к природе
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
-
концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
-
экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;
-
подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
-
технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
4. Консультации для воспитателей
- Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников.
- "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"
5. Консультации для родителей
6. В ДОУ проходил конкурс на лучший мини-музей. Подготовительной к школе группе был организован музей – насекомых, где показаны различные экспонаты этого удивительного мира.
7.
В ДОУ проводится познавательно-исследовательская деятельность по экологическому развитию дошкольников «Огород на подоконнике».
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель - создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
8.
В феврале 2017 года педагоги ДОУ участвовали в региональном Фестивале педагогических идей работников образовательных организаций, реализующих общую образовательную программу дошкольного образования по экологическому воспитанию « Дошкольное образование: опыт и перспективы»
Фото сертификата.
Кудашова Наталья Викторовна представила мультик по экологии «Путешествие Капи»
9. В феврале 2017 года в ДОУ прошел конкурс «Мир глазами ребенка» на экологическую тему, в котором воспитанники и их родители приняли активное участие.
10.