Психолого-педагогическая служба

Мониторинг качества услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

График работы педагог-психолога Болотовой О.В. на 2019-2020 учебный год.

День недели Часы работы
понедельник 9.00 - 16.12
вторник 9.00 - 16.12
среда 9.00 - 17.12 (16.00-18.12-консультация для родителей)
четверг 9.00 - 16.12
пятница 9.00 - 14.12 ( с 13.00 - 14.12 консультация для педагогов)

График работы учителя - логопеда Мосолова М.А. на 2019-2020 учебный год

Дни недели Часы работы
понедельник 8.00 - 12.00 
вторник 8.00 - 12.00
среда 15.00 - 19.00 ( c 18.00 до 19.00 консультация для родителей)
четверг 10.00 - 14.00  ( с 13.00 до 14.00 консультация для педагогов)
пятница 8.00 - 12.00

График работы учителя - логопеда Жученковой Е.Н. на 2019 - 2020 учебный год

Дни недели Часы работы
понедельник 15.00 - 19.00 ( с 18.00 до 19.00 консультация для родителей)
вторник 8.00 - 12.00
среда 10.00 - 14.00  ( с 13.00 до 14.00 консультация для воспитателей)
четверг 8.00 - 12.00
пятница 8.00 - 12.00

График работы учителя - дефектолога (тифлопедагога) Григорьевой С.В. на 2019 - 2020 учебный год

Дни недели Часы работы
понедельник 8.00 - 12.00
вторник 8.00 - 12.00
среда 8.00 - 12.00
четверг 8.00 - 12.00
пятница 15.00 - 19.00  (с 18.00 до 19.00 консультация для родителей)

Адаптация к дет.саду

Гиперактивность

Правила общения с агрессивными детьми

Развитие мелкой моторики

Советы психолога

В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность. Психологическая служба ДОУ представлена работой педагога-психолога.
    

Основными задачами психологической службы в ДОУ являются: 
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье. 
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

  Функции психологической службы ДОУ

·  Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. 
·  Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
 
·  Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
 
·  Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
 
·  Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. 

·  Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. 
·  Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
 
·  Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
 
·  Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

   1. Психодиагностика

 Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
 
Обязательно:
 
· Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
 
· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
 
· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
 
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
 
Дополнительно:
 
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
 

   2. Психопрофилактика

 Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
 
Обязательно:
 
· Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
 
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; 

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; 
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 
· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
 
Дополнительно:
 
· Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
 
· Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
 
· Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
 
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

  3. Коррекционная и развивающая работа.

 Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
 
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
 
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
 
Обязательно:
 
· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
 
·  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
 
Дополнительно:
 
· Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
 
· При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

  4. Психологическое консультирование

 Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. 
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
 
Обязательно:
 
· Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
 
Дополнительно:
 
· Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
 
· Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Логопедическая служба в ДОУ

10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

Консультация как научить говорить

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания,  договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя –логопеда.

Сведения о специалистах:

Жученкова Елена Николаевна – специалист высшей квалификационной категории, имеет высшее  образование, стаж работы по специальности 18 лет.

Мосолова Марина Александровна - специалист высшей квалификационной категории, имеет высшее образование, стаж работы по специальности 18 лет.

Дьяконова Елена Сергеевна  - специалист высшей квалификационной категории, имеет высшее образование, стаж работы по специальности  5 лет.

Цель логопедической работы  - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

Задачи:

  1. Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников, посещающих группу для детей с нарушением речи.
  2. Формировать родительскую компетенцию в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
  3. Консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
  4. Пополнять различными пособиями речевые уголки групп для детей с нарушением речи и в кабинете учителя-логопеда.

 Образовательная и коррекционная работа в группах с  нарушением зрения на  проводится по программе для дошкольных образовательных учреждений «Коррекция нарушения речи» под ред.Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой,  Т.В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной (2009 г).

Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ)

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

2. Организационный блок

2.1. Подготовка материалов для ПМПк с  целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5. Ведение  документации

4. Коррекционно  – развивающая работа

4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

4.2. Совместная деятельность с педагогом -психологом по стимулированию психологической базы речи.

4.3. Совместная деятельность с воспитателями.

4.4. Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

4.5. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

5. Блок  профилактической и консультативной работы 

5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.

5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста

5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

5.5. Профилактика нарушений письменной речи.  

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.

6.4. Самообразование.

6.6. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов.

6.7. Участие в семинарах и конференциях.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета

7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала

7.3.Использование ТСО; создание аудио и видеотеки логопедического кабинета

8. Блок контроля

8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости)

8.2.  Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей

8.3. Выпускные собеседования (итоговые мероприятия)

8.4. Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.