Доступная среда
В МБДОУ "Детский сад № 177" г.о. Самара осуществляется коррекционное сопровождение детей с ОВЗ и с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией).
Цель коррекционной работы - устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием основного дефекта.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для каждого воспитанника с ОВЗ и с нарушением зрения (косоглаем, амблиопией) в группе коррекционной или общеразвивающей направленности учителем-логопедом/ учителем-дефектологом или совместно указанными специалистами после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и с учетом Программы коррекционно-развивающей работы, разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям дошкольника с ОВЗ.
В рабочих программах, разработанных с учетом коррекционных технологий для детей с ОВЗ заложено оптимальное сочетание индивидуальной коррекционной работы и совместной деятельности детей и взрослого, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Свободное время для игр выделяется и в первой и во второй половине дня, а также время для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспиательных задач программ обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции зрения и познавательно-речевой сферы, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей, родителей.
Косплексное коррекционное сопровождение дошкольников с ОВЗ в детском саду осуществляется в соответствии с локальными актами, регламентирующими деятельность специалистов, осуществляющих данное сопровождение: в группе для детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) сопровождение осуществляют: учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра по офтальмологии, врач - офтальмолог.
Коррекционное сопровождение детей с ОВЗ в МБДОУ "Детский сад № 177" г.о, Самара можно представить через взаимосвязь следующих направлений:
Диагностическая коррекционная работа Задачи:
- выявить и класифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении Программы;
- определить причины трудностей, возникающих у ребенка при освоении Программы.
Содержание диагностической работы составляют программы изучения ребенка различными специалистами. Направление, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены:
Направления и содержание комплексного изучения дошкольника с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией)
Направление | Содержание работы | Кем выполняется работа |
Медицинское | Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации. | медсестра, врач педиатр, медсестра по офтальмологии, врач офтальмолог |
Психолого-педагогическое | Обследование актуального уровня развития ребенка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей возникающих у ребенка по мере освоения основной общеобразовательной программы, причин возникновения данных трудностей. | педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
Социально-педагогическое | Изучение семейных условий воспитания ребенка. | Педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог. |
Основным документом, заполняемым специалистами, является "Диагностическая карта Программа". Учителя -логопеды оформляют речевые карты, учителя-дефектологи и воспитатели - карты развития детей.
Коррекционно-развивающая работа.
Задачи:
- определить необходимые условия для реализации корекционно-развивающей работы;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения воспитанника необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных);
- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение воспитанника, испытывающего трудности в освоении Программы.
Условия, необходимые для реализации коррекционно-развивающей работы в ДОУ:
- использование специиальных образовательных программ, исходя из категории детей ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;
- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- организация и проведение специально организованной непосредственно образовательной деятельности в подгруппах и индивидуальных коррекционных занятий.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ определяется на основе полученных данных обледования специалистов:
- дает представление о видах трудностей, возникающих у воспитанника при освоении ООП ДОУ;
- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, рекомендации для коррекции.
Направление | Содержание работы | Кем выполняется работа |
Коррекционные подгрупповые занятия учителя-логопеда | Развитие всех компонентов речевой деятельности. Развитие функционального базиса речи. Коррекция лексико-грамматического компонента языка в соответствии с ООП ДОУ. | Учитель-логопед |
Коррекционные индивидуальные занятия логопеда | Коррекция фонетического и лексико-грамматического компонента языка в соответствии с индуальной программой развития. | Учитель-логопед |
Коррекционные подгрупповые занятия педагога-психолога | Коррекция эмоциональной, познавательной и сенсорной сферы в соответствии с ООП ДОУ. | Педагог-психолог |
Коррекционные индивидуальные занятия педагога-психолога | Коррекция эмоциональной, познавательной и сенсорной сферы в соответствии с индивидуальной программой развития. | Педагог-психолог |
Коррекционные индивидуальные занятия учителя-дефектолога | Коррекция, познавательно-речевой и сенсорной сферы в соответствии с ООП ДОУ. | Учитель-дефектолог |
Коррекционные индивидуальные занятия учителя-дефектолога | Коррекция, познавательно-речевой и сенсорной сферы в соответствии с индивидуальной программой развития. | Учитель-дефектолог |
Оздоровительно-профилактическая работа
Задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
- обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
Оздоровительно-профилактическая работа предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием воспитанника с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.
Социально-педагогическое направление программы коррекционной работы
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
- взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами;
В целом коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ подчиняется общей логики развертывания корреционно-образовательного процесса и может быть представлена следующими этапами:
1. Организационный (диагностический). Исходная психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения.
2. Основной (организация и проведение основной общеобразовательной и коррекционной групповой деятельности). Решение задач заложенных в программах.
3. Заключитиельный (диагностический). Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы.
Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии осуществляется во время углубленной диагностики развития детей, которая проводится всеми специалистами по специальным протоколам в сроки, отведенные для обследования (сентябрь, июнь - вгруппах компенсирующей направленности ДОУ; сентябрь, май - в группах общеобразовательной направленности). Реализация индивидуальных маршрутов осуществляется в системе индивидуальных коррекционных занятий специалиста.
Создание условий для воспитанников с ОВЗ и инвалидов в МБДОУ "Детский сад № 177" г.о. Самара
Наимеование условий для детей с ОВЗ и инвалидов | Показатель | Условия в ДОУ |
Образовательные программы | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 177" г.о. Самара | Дети-инвалиды и дети с ОВЗ не осваивающие адаптированную основную образовательную программу. |
Электронное обучение и дистанционные образовательные курсы для реализации образовательных программ | нет | |
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса | Оборудованные учебные кабинеты (группы) |
- 2 группы компенсирующей напрвленности, для детей с нарушением зрения; - кабинет учителя-логопеда (3 шт.); - кабинет учителя-дефектолога (2 шт.); - кабинет педагога-психолога (2 шт.); |
Объекты для проведения практических занятий |
- групповые помещения; - сенсорная комната; |
|
Объекты спорта |
- спортивный зал (2 шт.); - музыкальный зал; |
|
Библиотека ДОУ |
- методический кабинет, кабинеты специалистов оборудованы набор необходымых учебно-методических, наглядных и демонстрационных пособий; - в группах имеется необходимое игровое и учебное оборудование. |
|
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. | Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут дыть предоставлены при работе с официальным сайтом ДОУ. | |
Электронные образовательные рессурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. | нет | |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. | Отсутствуют | |
Наличие и условия предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки | Наличие общежития/интернатов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Нет |
Организация доступности объекта для инвалидов
В 2017 году учреждение участвовало в реализации проекта "Доступная среда", где была создана сенсорная комната, оснащеная оборудованием и организована доступность для инвалидов.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет психолога, офтальмологический кабинет, качинет учителя - дефектолога.
№ п/п |
Категория инвалидов |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 |
Все категории инвалидов и МГН |
Доступно условно |
2 |
передвигающиеся на креслах-колясках |
Временно недоступно |
3 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Доступно условно |
4 |
с нарушениями зрения |
Доступно условно |
5 |
с нарушениями слуха |
Доступно условно |
6 |
С нарушениями умственного развития |
Доступно условно |
Организация доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
доступно частично избирательно |
2 |
Вход (выходы) в здание |
доступно частично избирательно |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
доступно частично избирательно |
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
доступно частично избирательно |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
доступно частично избирательно |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
доступно частично избирательно |
7 |
Пути движения к объекту (от остановки транспорта) |
доступно частично все |
Электронные образовательные ресурсы.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют. Доступ к электронным образовательным ресурсам дети с ОВЗ имеют.
Католог образовательных интернет - ресурсов для педагогов и родителей
Название |
Ссылка |
Федеральные образовательные Интернет-порталы |
|
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации |
|
Федеральный портал «Российское образование |
|
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» |
|
Российский образовательный портал |
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования |
|
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет |
|
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов |
|
Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений |
|
Обруч - журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов |
|
Детский сад от А до Я |
|
Журнал «Дошкольное образование» |
|
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
|
Непрерывное образование преподавателей |
|
Дошкольное образование |
|
Региональные образовательные Интернет-порталы |
|
Министерство образования и науки Самарской области |
|
Самарское управление министерства образования и науки Самарской области |
|
Департамент образования администрации г. о. Самара |
|
Центр развития образования г.о. Самара |
|
Администрации городского округа Самара |
|
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО) |
|
Образование и наука Самарской области (региональный портал) |
|
Сайты для педагогов ДОУ |
|
Сеть работников дошкольного образования «Мой детский сад» |
|
Дошкольник. Сайт для всей семьи |
|
Мир дошкольников |
|
Конкурсы. Гранты. Премии. Фестивали. |
|
Почемучка |
|
Детский портал Солнышко |
|
Дошкольники |
|
Развитие ребёнка |
|
Потому.ru |
|
Детки-конфетки. Сайт о детях |
|
Всё для детского сада |
|
Дет сад. Сайт для детей и взрослых |
|
MAAM.RU |
|
Детсадклуб.ру |
|
Воспитатель |
|
Ранне развитие детей |
|
До и после трёх |
|
Мир детей |
|
Наши дети. Портал для родителей |
|
Сообщество педагогов дошкольного образования |
|
Вопросита. Конкурсы для детей и педагогов |
|
Рассударики конкурсы для детей и педагогов |
|
Видеоталант Всероссийский заочный фото- и видеоконкурс |
|
Талантоха Конкурсы для детей и педагогов |
|
Остров Талантикус Дистанционный творческий исследовательский конкурс- игра для педагогов, родителей и детей |
|
Красная дорожка Всероссийский хореографический фестиваль |
|
Всероссийский образовательный проектRAZVITIUM |
|
Обучалки и развивалки для детей |
|
РазИгрушки |
|
Умка-Детский равивающий сайт |
|
Детские раскраски |
|
Электронные версии журналов |
|
Журналы: «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Здоровье дошкольника» |
|
Издательский дом «Воспитание дошкольника» |
|
Электронная версия журнала «Обруч» |
|
Эдисьон Пресс |
|
Журнал «Дошкольное образование» |
|
Педагогический мир (Раздел дошкольное образование) |
Документы
Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов
Приказ о создании психолого-медико-педагогического консилиума на 2023-2024 учебный год