Доступная среда

В МБДОУ "Детский сад № 177" г.о. Самара осуществляется коррекционное сопровождение детей с ОВЗ и с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией).

Цель коррекционной работы - устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием основного дефекта. 

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для каждого воспитанника с ОВЗ и с нарушением зрения (косоглаем, амблиопией) в группе коррекционной или общеразвивающей направленности учителем-логопедом/ учителем-дефектологом или совместно указанными специалистами после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и с учетом Программы коррекционно-развивающей работы, разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям дошкольника с ОВЗ. 

В рабочих программах, разработанных с учетом коррекционных технологий для детей с ОВЗ заложено оптимальное сочетание индивидуальной коррекционной работы и совместной деятельности детей и взрослого, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Свободное время для игр выделяется и в первой и во второй половине дня, а  также время для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспиательных задач программ обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции зрения и познавательно-речевой сферы, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей, родителей.

Косплексное коррекционное сопровождение дошкольников с ОВЗ в детском саду осуществляется в соответствии с локальными актами, регламентирующими деятельность специалистов, осуществляющих данное сопровождение: в группе для детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) сопровождение осуществляют: учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра по офтальмологии, врач - офтальмолог.

Коррекционное сопровождение детей с ОВЗ в МБДОУ "Детский сад № 177" г.о, Самара можно представить через взаимосвязь следующих направлений:

Диагностическая коррекционная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                 Задачи: 

- выявить и класифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении Программы;

- определить причины трудностей, возникающих у ребенка при освоении Программы.

Содержание диагностической работы составляют программы изучения ребенка различными специалистами. Направление, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены: 

Направления и содержание комплексного изучения дошкольника с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией)

Направление Содержание работы Кем выполняется работа
Медицинское Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации. медсестра, врач педиатр, медсестра по офтальмологии, врач офтальмолог
Психолого-педагогическое Обследование актуального уровня развития ребенка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей возникающих у ребенка по мере освоения основной общеобразовательной программы, причин возникновения данных трудностей. педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог
Социально-педагогическое Изучение семейных условий воспитания ребенка.  Педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Основным документом, заполняемым специалистами, является "Диагностическая карта Программа". Учителя -логопеды оформляют речевые карты, учителя-дефектологи и воспитатели - карты развития детей. 

Коррекционно-развивающая работа.

Задачи:

- определить необходимые условия для реализации корекционно-развивающей работы;

- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения воспитанника необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных);

- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение воспитанника, испытывающего трудности в освоении Программы.

Условия, необходимые для реализации коррекционно-развивающей работы в ДОУ:

- использование специиальных образовательных программ, исходя из категории детей ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;

- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- организация и проведение специально организованной непосредственно образовательной деятельности в подгруппах и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ определяется на основе полученных данных обледования специалистов:

- дает представление о видах трудностей, возникающих у воспитанника при освоении ООП ДОУ;

- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;

- содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, рекомендации для коррекции.

Направление Содержание работы Кем выполняется работа
Коррекционные подгрупповые занятия учителя-логопеда Развитие всех компонентов речевой деятельности. Развитие функционального базиса речи. Коррекция лексико-грамматического компонента языка в соответствии с ООП ДОУ. Учитель-логопед
Коррекционные индивидуальные занятия логопеда Коррекция фонетического и лексико-грамматического компонента языка в соответствии с индуальной программой развития. Учитель-логопед
Коррекционные подгрупповые занятия педагога-психолога Коррекция эмоциональной, познавательной и сенсорной сферы в соответствии с ООП ДОУ. Педагог-психолог
Коррекционные индивидуальные занятия педагога-психолога Коррекция эмоциональной, познавательной и сенсорной сферы в соответствии с индивидуальной программой развития. Педагог-психолог
Коррекционные индивидуальные занятия учителя-дефектолога Коррекция, познавательно-речевой и сенсорной сферы в соответствии с ООП ДОУ. Учитель-дефектолог
Коррекционные индивидуальные занятия учителя-дефектолога Коррекция, познавательно-речевой и сенсорной сферы в соответствии с индивидуальной программой развития. Учитель-дефектолог

 

Оздоровительно-профилактическая работа

Задачи:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ;

- обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Оздоровительно-профилактическая работа предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием воспитанника с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения. 

Социально-педагогическое направление программы коррекционной работы

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

- взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами;

В целом коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ подчиняется общей логики развертывания корреционно-образовательного процесса и может быть представлена следующими этапами:

1. Организационный (диагностический). Исходная психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения.

2. Основной (организация и проведение основной общеобразовательной и коррекционной групповой деятельности). Решение задач заложенных в программах.

3. Заключитиельный  (диагностический). Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы.

Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии осуществляется во время углубленной диагностики развития детей, которая проводится всеми специалистами по специальным протоколам в сроки, отведенные для обследования (сентябрь, июнь - вгруппах компенсирующей направленности ДОУ; сентябрь, май - в группах общеобразовательной направленности). Реализация индивидуальных маршрутов осуществляется в системе индивидуальных коррекционных занятий специалиста. 

Создание условий для воспитанников с ОВЗ и инвалидов в МБДОУ "Детский сад № 177"  г.о. Самара

Наимеование условий для детей с ОВЗ и инвалидов Показатель  Условия в ДОУ
Образовательные программы Адаптированная  образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 177" г.о. Самара Дети-инвалиды и дети с ОВЗ не осваивающие адаптированную основную образовательную программу.
  Электронное обучение и дистанционные образовательные курсы для реализации образовательных программ нет
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Оборудованные учебные кабинеты (группы)

- 2 группы компенсирующей напрвленности, для детей с нарушением зрения;

- кабинет учителя-логопеда (3 шт.);

- кабинет учителя-дефектолога (2 шт.);

- кабинет педагога-психолога (2 шт.);

  Объекты для проведения практических занятий

- групповые помещения;

- сенсорная комната;

  Объекты спорта

- спортивный зал (2 шт.);

- музыкальный зал;

  Библиотека ДОУ

- методический кабинет, кабинеты специалистов оборудованы набор необходымых учебно-методических, наглядных и демонстрационных пособий;

- в группах имеется необходимое игровое и учебное оборудование.

  Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут дыть предоставлены при работе с официальным сайтом ДОУ.
  Электронные образовательные рессурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. нет
  Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Отсутствуют
Наличие и условия предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки Наличие общежития/интернатов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Нет

Организация доступности объекта для инвалидов

В 2017 году учреждение участвовало  в  реализации проекта "Доступная среда", где была создана сенсорная комната, оснащеная оборудованием и организована доступность для инвалидов.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет психолога, офтальмологический кабинет, качинет учителя - дефектолога.

№ п/п

 Категория инвалидов
(вид нарушения)

 Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)*

 1

 Все категории инвалидов и МГН
в том числе инвалиды:

 Доступно условно

 2

 передвигающиеся на креслах-колясках

 Временно недоступно

 3

 с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 Доступно условно

 4

 с нарушениями зрения

 Доступно условно

 5

 с нарушениями слуха

 Доступно условно

 6

 С нарушениями умственного развития

 Доступно условно

Организация доступности основных структурно-функциональных зон

 № п/п

 Основные структурно-функциональные зоны

 Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов

 1

 Территория, прилегающая к зданию (участок)

 доступно частично избирательно

 2

 Вход (выходы) в здание

 доступно частично избирательно

 3

 Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

 доступно частично избирательно

 4

 Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

 доступно частично избирательно

 5

 Санитарно-гигиенические помещения

 доступно частично избирательно

 6

 Система информации и связи (на всех зонах)

 доступно частично избирательно

 7

 Пути движения к объекту (от остановки транспорта)

 доступно частично все

 Электронные образовательные ресурсы.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют. Доступ к электронным образовательным ресурсам дети с ОВЗ имеют.

Католог образовательных интернет - ресурсов для педагогов и родителей

 Название

 Ссылка

  Федеральные образовательные Интернет-порталы

 Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

 http://минобрнауки.рф/

 Федеральный портал «Российское образование

 http://window.edu.ru

 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

 http://window.edu.ru/

 Российский образовательный портал

 http://www.school.edu.ru

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 http://school-collection.edu.ru

 Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

 http://www.ndce.edu.ru

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

 http://katalog.iot.ru

 Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

 http://fcior.edu.ru/

 Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений

 http://www.resobr.ru/

 Обруч - журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов

 http://www.obruch.ru

 Детский сад от А до Я

 http://detsad-journal.narod.ru

 Журнал «Дошкольное образование»

 http://dob.1september.ru/

 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 http://festival.1september.ru/

 Непрерывное образование преподавателей

 http://www.neo.edu.ru/

 Дошкольное образование

 http://edu.rin.ru/preschool/

 Региональные образовательные Интернет-порталы

 Министерство образования и науки Самарской области

 http://educat.samregion.ru/

 Самарское управление министерства образования и науки Самарской области

 http://samobr.ru/

 Департамент образования администрации г. о. Самара

 http://www.depsamobr.ru

 Центр развития образования г.о. Самара

 http://edc-samara.ru/

 Администрации городского округа Самара

 http://www.city.samara.ru

 Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО)

 http://www.sipkro.ru

 Образование и наука Самарской области (региональный портал)

 http://www.samara.edu.ru/

  Сайты для педагогов ДОУ

 Сеть работников дошкольного образования «Мой детский сад»

 www.ivalex.vistcom.ru

 Дошкольник. Сайт для всей семьи

 http://doshkolnik.ru/scenary.php

 Мир дошкольников

 http://mirdoshkolnikov.ru

 Конкурсы. Гранты. Премии. Фестивали.

 http://www.konkursgrant.ru

 Почемучка

 http://pochemu4ka.ru

 Детский портал Солнышко

 http://www.solnet.ee

 Дошкольники

 http://www.doshkolniki.com

 Развитие ребёнка

 http://www.razvitierebenka.com

 Потому.ru

 http://potomy.ru

 Детки-конфетки. Сайт о детях

 http://tbsem.narod.ru/

 Всё для детского сада

 http://www.moi-detsad.ru/

 Дет сад. Сайт для детей и взрослых

 http://detsad-kitty.ru/

 MAAM.RU

 http://www.maaam.ru/

 Детсадклуб.ру

 http://www.detsadclub.ru/

 Воспитатель

 http://vospitatel.com.ua/

 Ранне развитие детей
Дошколёнок

 http://www.danilova.ru/
http://www.kindereducation.com/

 До и после трёх

 http://azps.ru/baby/index.html

 Мир детей

 http://larisa.h1.ru/

 Наши дети. Портал для родителей

 http://www.nachideti.ru/

 Сообщество педагогов дошкольного образования

 http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/

 Вопросита. Конкурсы для детей и педагогов

 http://voprosita.ru/index.php

 Рассударики конкурсы для детей и педагогов

 http://rassudariki.ru/

 Видеоталант Всероссийский заочный фото- и видеоконкурс

 http://videotalant.ru/

 Талантоха Конкурсы для детей и педагогов

 http://talantoha.ru/talantoha-uvlechennyij.html

 Остров Талантикус Дистанционный творческий исследовательский конкурс- игра для педагогов, родителей и детей

 http://talantikus.ru/

 Красная дорожка Всероссийский хореографический фестиваль

 http://kdorojka.ru/

 Всероссийский образовательный проектRAZVITIUM

 http://www.razvitum.org/4you/articles

 Обучалки и развивалки для детей

 http://www.detkiuch.ru/

 РазИгрушки

 http://razigrushki.ru/

 Умка-Детский равивающий сайт

 http://www.1umka.ru/

 Детские раскраски

 http://packpacku.com/

 Электронные версии журналов

 Журналы: «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Здоровье дошкольника»

 http://dovosp.ru/

 Издательский дом «Воспитание дошкольника»

 http://www.dovosp.ru

 Электронная версия журнала «Обруч»

 http://www.obruch.ru/

 Эдисьон Пресс

 http://www.editionpress.ru/

 Журнал «Дошкольное образование»

 http://dob.1september.ru/

 Педагогический мир (Раздел дошкольное образование)

 http://pedmir.ru/

Документы

Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов

Паспорт доступности

Приказ о создании психолого-медико-педагогического консилиума на 2023-2024 учебный год

Это интересно!